Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Невостребованные земельные доли

Многих читателей интересует, что такое невостребованные земельные доли?

С изменением системы экономики была прекращена деятельность колхозов и совхозов. Бывшие члены стали пайщиками и дольщиками, оказавшись в условиях совместной собственности сельскохозяйственных участков.

Неиспользованные земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, через 3 года попали под категорию спорных и в дальнейшем приобрели статус невостребованных земель, накладывая на собственников некоторые ограничения.

Законные основания

В 1991 году государство начало на безвозмездной основе передавать работникам колхозов права на владение земельными участками из общего земельного массива. Новые владельцы становились собственниками прав на владение наделом.

Если такие долго участки пустовали на протяжении определенного времени и не подвергались эксплуатации, то их начали переводить в разряд невостребованных земельных паев.

Эти участки не всегда оформлялись согласно правилам регистрации недвижимости, долгое время находясь в неопределенном статусе. Чтобы не лишать владельцев и арендаторов прав, новый закон позволяет внести данные в ЕГРН, чтобы претензии муниципалитета стали невозможны.

Правовое регулирование основано на Конституции РФ, Земельном и Гражданском кодексе РФ, а также других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон Российской Федерации направлен на регулирование отношений, связанных с владением и распоряжением участков земельных объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону, по отношению к земельным участкам установлены правила и ограничения, которые распространяются на доли владения общей собственности, на возникновение или прекращение прав, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно Земельному кодексу РФ N 354-ФЗ и N 447-ФЗ, действие закона не распространяется на садовые и огородные земельные участки, наделы для строительства гаражей и ведения личного подсобного хозяйства, а также на участки, где расположена недвижимость. Не подлежит приватизации земля в государственной или муниципальной собственности, которая занята отгонными пастбищами и оленьими пастбищами на Крайнем Севере.

Понятие невостребованных земель

В соответствии с Законодательством, земельная доля не может быть признана неиспользуемой, если зарегистрирована согласно правилам Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Участок считается невостребованным, если права не были перерегистрированы, надел не был передан в аренду или не использовался в течение 3 лет. То есть, это доля общей собственности, которая не используется по назначению.

Оборот земельных участков основывается на:

  • сохранении целевого использования земли сельскохозяйственного назначения;
  • установлении максимального размера общего размера сельскохозяйственных территорий;
  • установлении предоставления земель юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным гражданам;
  • преимущественном праве субъекта РФ на продажу угодий, кроме случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественном праве иных претендентов на земельный участок, который находится в долевой собственности.
  • Если надел был оформлен как единоличная собственность, то владелец имеет право не сдавать его в аренду или вообще никак не использовать.

    Порядок признания земель невостребованными

    Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

    Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

  • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
  • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
  • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
  • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.
  • В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

    Список неиспользованных участков земли в общей долевой собственности представляется органом местного самоуправления по месту его расположения.

    Порядок оформления

    Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

    Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

  • Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
  • Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
  • Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
  • Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
  • Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
  • Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.
  • Если список невостребованных наделов не утвержден собранием владельцев в течение 4 месяцев после официальной публикации, то он будет иметь законную силу действия.

    Как распоряжается муниципалитет невостребованными долями

    После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

    После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

    Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

    Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

    Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

    Как вернуть востребованность

    Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

    Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

    Действия владельцев

    Так как изъятие земли производится в пользу муниципалитета, собственникам рекомендуется выполнить такие действия:

    1. Ознакомиться со списком объектов участков, которые могут быть признаны невостребованными.
    2. Подготовить возражение, если в перечень включен надел, который находится в собственности или аренде.
    3. Проконтролировать ответ на поданное возражение. Оно может быть подано на общем собрании собственников или заранее.

    Бывают ситуации, когда владелец пая пропускает срок, установленный для оспаривания. В таком случае лучше обратиться в судебные органы, которые обычно становятся на сторону пайщика. Передачу земли в свою собственность муниципалитет также может требовать только через суд. Если владелец подал возражение, то он будет вызван в суд в качестве ответчика.

    Если сведений о проведении судебного заседания не было и решение суда было вынесено, то можно попытаться потребовать отмены судебного акта и восстановить срок для обжалования, а также добиться нового рассмотрения дела.

    В суде следует обосновать суть претензий и доказать, что участок земли использовался по прямому назначению. Для этого можно приложить к делу нужные документы или использовать свидетельские показания.

    Исковое заявление и документы

    Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

    Примерное составление иска в 2020 году:

    Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

    Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

    Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

    Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

    Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

    Читать еще:  Облагаются ли проценты по вкладам НДФЛ

    Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

    В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет. Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.

    Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета. Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило. Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.

    Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.

    Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:

    1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:

  • искового заявления по количеству третьих лиц и ответчиков;
  • решения муниципального органа местного самоуправления о приватизации земли с приложением списка владельцев;
  • протокола общего собрания собственников;
  • перечня невостребованных земельных долей;
  • решения органа местного самоуправления и списка невостребованных земельных участков;
  • публикации в СМИ сообщения о проведении общего собрания участников и перечня невостребованных долей;
  • кадастровой выписки на землю в общей долевой собственности.
  • Также понадобится документ, подтверждающий полномочия специалиста, подписавшего заявление, а также документы, которые подтверждают обстоятельства дела. Отдельно запрашивать на каждого дольщика акты на землю или свидетельства о праве на землю не нужно.

    Итак, невостребованные земли по закону считаются бесхозными. Администрация муниципального образования принимает их в свою собственность, чтобы использовать территории по прямому назначению. Владельцы таких наделов имеют право защищать свои права в судебном порядке или через администрацию.

    Как оформить невостребованный земельный участок и паи сельхозназначения

    Вначале девяностых годов прошедшего столетия в нашем государстве была проведена земельная реформа и все члены колхозов и совхозов стали обладателями земельных паев, статус владельца которых обосновывался Свидетельством о праве собственности на землю.

    Но не все смогли надлежащим образом обрабатывать свой надел и как следствие этого – образовались невостребованные земельные доли.

    Что это такое

    Конституция нашей страны закрепляет за гражданами право на владение землей, но положения статьи 54 Земельного Кодекса РФ предупреждают об принудительном прекращении данных прав в связи с нецелевым использованием паев сельхозназначения либо использование земельного участка с нарушением законодательства. Так почему же пай получает статус «невостребованный»?

    Понятие невостребованного пая дает ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» &#8212, это доли земли, на которых не производились сельхозработы три года подряд и более, кроме площадей, прошедших госрегистрацию в соответствии с требованиями ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

    После внесенных в 2016 году это понятие расширилось. Теперь в данную категорию относятся земледельческие паи:

    • неузаконенные решением администрацией сельсоветов в период всеобщей приватизации сельскохозяйственных угодий,
    • после смерти собственника наследственное право как по закону, так и по завещанию не было открыто из-за отсутствия наследников либо они официально отказались от наследства без указания в чью-либо пользу, или отстранены от права наследования либо не имеют такового.

    Принимая к сведению юридическую базу по аграрным вопросам, вывод получается таков, что невостребованными считаются те доли, которые продолжительное время не эксплуатировались.

    Признание доли невостребованной

    Обязанность по выполнению данной процедуры возложена на органы власти на местах (п. 3 ст.12.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.).

    Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей, которые подпадают под основания, указанные выше.

    После орган местного самоуправления, в ведомстве которого расположен аграрный участок, включающий в свою общую площадь подобные наделы, официально публикует эту информацию в печатном издании областного значения, на своем интернет-сайте и вывешивает подобные списки на общественных информационных щитах населенного пункта.

    Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев. Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.

    Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность. И на собравшемся совете обладателей земельных долей обнародовать имеющиеся у него доказательства своей правоты.

    Если все-таки общее собрание признала землю собственника невостребованной, то далее решением этого вопроса будут заниматься судебные инстанции, после написания на их адрес искового заявления.

    ВНИМАНИЕ! Моментом признания наделов земли невостребованными считается принятое общим собранием положительное решение в отношении выдвинутого администрацией с/с списка.

    Если по прошествии четырехмесячного срока такое решение участниками общего схода не принято, то исполнительный орган местной власти правомочен самостоятельно утвердить созданный им список невостребованных земельных долей.

    Кто распоряжается невостребованными земельными долями? Такой прерогативой наделяются муниципальные образования, после прохождения всех регистрационных этапов узаконивания данных земельных площадей.

    За кем закрепляется право распоряжения

    Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

    Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

    1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли,
    2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

    Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

    Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

    ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину.

    Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

    По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

    Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

    Ответственность за надлежащее использование

    Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

    Собственник обязан заниматься обработкой своей земли либо отдавать ее в аренду сельхозорганизациям, которые будут обрабатывать и получать от этого прибыль, определенный процент которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.

    Читать еще:  Переоформление вклада на другое лицо

    Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

    Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

    Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

    Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

    Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.

    Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, с даты утверждения списка, земельные доли сведения о которых включены в указанный список признаются невостребованными.

    Согласно ст.13 настоящего Федерального закона, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества.

    Невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения

    В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными.

    Закон «Об обороте земель сельхозназначения» предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.

    Ранее, с постановления Правительства от 01.02.1995 г., невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

    Невостребованные земельные доли по инициативе субъекта Российской Федерации или муниципального образования подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

    Выявление невостребованных земельных долей

    Допустим, что список невостребованных земельных долей составлен, представлен на утверждение общему собранию участников долевой собственности, утвержден собранием или самим органом местного самоуправления, после чего последний обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ.

    Понятие невостребованной земельной доли введено поправками от 18.07.2005г. к Федеральному Закону от 24.07.2002г. № 101-ФЗ (п.5 ст.13 Закона).

    Старые сельскохозяйственные организации фактически прекратили свое существование, а новым сельскохозяйственным обществам, товариществам и кооперативам пришлось решать вопросы использования сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов на добровольных договорных отношениях с гражданами-собственниками земельных долей и имущественных паев.

    Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной по указанному основанию.

    Невостребованные земельные доли

    Долгое время все земельные ресурсы принадлежали только государству, а граждане могли ею пользоваться по праву бессрочного владения или долгосрочной аренды. Но с приходом новых времен изменились и земельные правоотношения – землю стали передавать по праву частной собственности.

    Одна из основных причин, которая лежит на поверхности – прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций, которые ранее использовали данные земли. Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.

    Распоряжение невостребованными земельными долями. Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность.

    Статьей 218 ГК РФ установлены основания для при обретения права собственности на имущество как имеющее собственника, так и не имеющее.

    Право распоряжаться имуществом включает в себя право собственника (сособственника) самостоятельно решать – распоряжаться им или нет. Это положение Конституции исключает отъем невостребованных долей вне рамок закона.

    Решение принимается простым большинством голосов. В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.

    Закон «Об обороте земель сельхозназначения» предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.

    На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.

    Эти работы предполагают проведение межевания кадастровым инженером, то есть он определит план участка с привязкой к местному ландшафту. Если вы хотите бесплатно заказать услугу, то придется встать в очередь, она может подойти только после полугода ожиданий.

    Пункт 5 ст. 13 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» под невостребованными земельными долями понимает такие земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю.

    Арендатор муниципальных земель может обратиться с заявлением о передачи ему по праву частной собственности либо в отдел землепользования при администрации поселения, либо в подразделение Министерства Имущественных отношений по месту нахождения земельного участка.

    Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства.

    Однако из личного опыта могу сказать, упустив возможность заявить о своих правах на долю на этапе публикации списка, а, затем, не предприняв мер на этапе его утверждения общим собранием, не стоит отчаиваться.

    Невостребованные земельные доли: что это

    Действующая редакция Закона N 101-ФЗ предусматривает первоначально возникновение права у органов местного самоуправления на невостребованные земельные доли, а затем уже выделение в счет них земельных участков.

    Закон также содержит принципиально новое правило регулирования в отношении невостребованных земельных долей. Органы местного самоуправления поселения согласно закону получили дополнительные полномочия и, отныне являются заинтересованной стороной по оформлению и дальнейшей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

    Третья причина – истечение срока права аренды земель (или временного пользования), и очередные трудности, связанные с переоформлением прав.

    Третья причина — истечение срока права аренды земель (или временного пользования), и очередные трудности, связанные с переоформлением прав.

    Невостребованные земельные доли селян возвращаются в муниципальную собственность

    Четвертая причина — изменение вида разрешенного использования, в связи с изменением (установлением) границ населенных пунктов.

    На основании списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления готовит к публикации список невостребованных земельных долей.

    Необходимо отметить, что не во всех случаях является возможным проведение общего собрания дольщиков, на котором будет принято решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

    К невостребованным землям можно отнести только доли земельного надела сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные наделы часто не разделены на отдельные участки и находятся во владении группы граждан, каждый из которых имеет право распоряжения определённой долей.

    Невостребованные земельные паи

    Во-первых, для образования земельного участка в счет невостребованных долей Владимирская область или районная администрация сначала принимают соответствующее решение.

    Исключив из списка граждан, наделенных земельными долями, собственников земельных долей, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

    Читать еще:  Можно ли взять ипотеку с временной пропиской

    Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно. В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий.

    Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность происходит при неиспользовании земельных наделов их законными владельцами.

    Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

    Часть собственников умерли. В этих случаях, несмотря на то что наследники вступили в права наследства имуществом умершего, эта информация не является открытой. Не всегда нотариус по запросу из органа местного самоуправления будет раскрывать сведения о заведенных наследственных делах и предоставлять списки наследников.

    Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования.

    Других документов запрашивать не должны. Весь пакет будет отправлен на проверку юридически значимых составляющих, и если все сделано правильно, заявителю выдается справка о приеме документов в Росреестр. В последнем случае гражданин (наследник) обращается в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании права собственности области или района на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.

    Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

    Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю. Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные.

    По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс. га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс. га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью. Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки. Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько. Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

    В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно. Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований. Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта. Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам. Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных

    земель; в создании земельного фонда областного и муниципального уровня. Для удовлетворения поставленных задач необходимо обеспечить проведение работ про инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. На основе данных, полученных в результате инвентаризации, необходимо обеспечить выполнение процедур по оформлению прав собственности на земельные доли муниципальным образованием, а затем реализации земельных участков наиболее эффективным землепользователям, как это установлено, например, в Ставропольском крае 1 . Помимо этого, необходимо осуществить следующие мероприятия: 1. Предоставление дополнительных субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. 2.Сельским сельхозтоваропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставить субсидии на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность земельных участков. 3. Проведение образовательных программ для должностных лиц муниципальных образований по вопросам оформления прав на невостребованные земельные доли, ввода в законный оборот земель. 4. Проведение работ по мониторингу сельскохозяйственных земель, создание графических материалов, формирование базы данных для муниципальных образований. 5. Проведение профилактических бесед с собственниками земель сельскохозяйственного назначения по вопросам ответственности за их неиспользование.

    В ходе указанных встреч могут быть сформированы списки собственников, готовых передать землю в аренду. 6. Проведение плановых мероприятий с целью профилактики нарушений земельного законодательства. Однако проведения данных мер будет недостаточно, поскольку проблему нужно решать и на правотворческом уровне, путем внесения поправок в действующее законодательство. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 (далее – Закон об обороте) закрепил два основания для признания земельной доли невостребованной: 1) основание нераспоряжения( не сдача в аренду) гражданином земельной долей в течение трех и более лет подряд. 2) если собственник земельной доли умер, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников по ряду причин не вступил в права наследства. Однако земельная доля может принадлежать также и юридическому лицу, а из смысла статьи следует, что земельные доли, находящиеся в собственности юридических лиц не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, что требует внесения корректировок относительно данного вопроса.

    Представляется, что, срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, может быть сокращен до двух лет, поскольку это позволит упростить процедуру изъятия земельных долей, неиспользуемых по целевому назначению. Не понятны также и критерии, по которым законодатель из числа всевозможных сделок выделил именно аренду. В целях обеспечения принципа законодательной экономии, необходимо не конкретизировать действия потенциального собственника. Если обращаться к вопросу о признаках невостребованности земельной доли, то их перечень утверждается Правительством РФ3. Однако они обеспечивают лишь техническое подтверждение неиспользования земельного участка, поэтому доказательную базу необходимо дополнить констатацией наличия оборудования, рабочей силы, технической документации, документально подтвержденных сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и т.д.

    Помимо этого, нет необходимости использовать в п.2 ст.12.1 Закона об обороте столь громоздкую конструкцию, поскольку положения ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) распространяются также и на невостребованные земельные доли. В связи с этим такие земельные доли должны приобретаться муниципальным образованием в порядке части III ГК РФ, как выморочное имущество. При наличии указанных оснований орган местного самоуправления (далее – ОМС) составляет список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными, причем даже «при наличии» таких лиц.

    То есть ОМС может попытаться «забрать» долю гражданина в его присутствии1, злоупотребить правом. ОМС обязан опубликовать список невостребованных земельных долей в СМИ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания. В целях эффективности реализации государственной политики в этой сфере необходимо сократить срок до двух-четырех недель, в зависимости от площади муниципального образования и гектаров невостребованных земельных долей. Возможно также объединить в п.4 положения, отраженные в п.5 ст. 12.1 Закона об обороте, поскольку они имеют схожую правовую природу и, по сути, дополняют друг друга. В случае, если лица считают, что принадлежащие им доли необоснованно включены в список, они могут возразить в письменной форме в ОМС и заявить об этом на собрании».

    Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение, ОМС вправе утвердить такой список самостоятельно. Необходимо уменьшить срок принятия решения общим собранием до одного месяца. Данная норма позволит в дальнейшем наиболее оперативно проводить мероприятия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованием. Необходимо отметить, что в ходе парламентских слушаний «О концепции развития земельного законодательства РФ» стало известно, что Министерство сельского хозяйства РФ подготавливает проект закона, который упростит порядок признания права собственности на невостребованные земельные доли. Насколько нововведения в действительности решат проблему – покажет время.

    Лёвочкина Дарья Александровна , Королёв Станислав Юрьевич

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector